Райдер Giant Джош Рид проехал на велосипеде из Китая домой, в Великобританию. Его путешествие длилось 4 месяца, прошло через 19 стран, а его протяжённость составила 15 000 километров. Вот его рассказ.

1.jpg
Райдер Giant Джош Рид (Josh Reid) на пути из Азии в Великобританию

Вы заметили отсутствие велосипедов в магазинах? Это последствия велосипедного бума. Мне повезло - я опередил его и заказал велосипед из Китая, но несколько необычным способом. Чтобы забрать мой новый гравел байк Giant Revolt Advanced домой в Великобританию, я проехал на нём через Азию и Европу. 

Прошло больше года с тех пор, как я вернулся домой в Ньюкасл, на север Англии. Все это произошло до глобальной пандемии, тогда ещё я мог кинуть сумку на велосипед и проехать из одной части мира в другую.

Всё моё детство связано с велосипедами. Мой отец зарабатывает тем, что пишет о велосипедах и путешествиях, а моя мама работает врачом и ездит на работу на электробайке. В медовый месяц они отправились на велосипеде - тандеме, а мой первый велосипедный тур состоялся в 7 лет с отцом в Люксембург. Впервые я проехал 160 км за одну поездку в 10, а четыре года спустя я ездил с отцом на велосипеде по Исландии. Я помню, как мы установили палатку на вулканическом песке, и как её разорвало в шторм. С ранних лет я не только путешествовал на велосипеде, но и участвовал в соревнованиях - но всегда на слишком короткие дистанции. Кое-кто называет меня «пожирателем миль».

2.jpgРайдер Giant Джош Рид подбирает новый гравел байк Revolt на фабрике Giant в Китае
Самуэль Ю, генеральный директор фабрики Giant в Куншане в Китае, пожелал Джошу удачного путешествия.

После школы я не знал, кем хочу работать, и стал инструктором по лыжам в Британской Колумбии в Канаде. Это было весело, но не очень прибыльно. Я решил эту проблему - нашёл работу по посадке деревьев на пустынных территориях Канады. Я работал там в течение двух лет, а после окончания контракта купил велосипед и проехал от Монреаля до Кейп-Бретона на севере Новой Шотландии.

Эта трёхнедельная поездка возродила мою любовь к поездкам на велосипеде, и я решил отправиться в более длинное и непредсказуемое путешествие. Мои друзья планировали пеший поход по Азии, и я решил присоединиться к ним. Но вместо перелёта обратно я поехал на велосипеде. Многие велосипеды производятся в Азии, поэтому я связался с некоторыми производителями и спросил, могу ли я взять новый велосипед прямо на месте его рождения.

Так я оказался на фабрике Giant в Куншане, к западу от Шанхая. Там я забрал свой Revolt и после по-настоящему королевских проводов начал путь длиной в 15 000 км через 19 стран. 
На велосипед я повесил две сумки спереди, закрепил велорюкзак сзади и под рамой подвязал стропами рюкзачок (остаток походного рюкзака).
Удивительно, но за всю дорогу у меня не было ни одного прокола – бескамерные шины просто прекрасны.

3.jpg
Райдер Giant Джош Рид в Азии с велосипедом Revolt от Giant
Почти как дома вдали от дома. Только велосипед, спальник и все необходимое для путешествия длиной в 15 000 км.

Каждый день я проезжал сколько мог и разбивал лагерь прямо у дороги, когда темнело. Спал в спальнике, без палатки. К счастью, за все время поездки дождь шёл всего несколько раз. Я разворачивал спальник, только если никого не было рядом, но когда я ехал по деревням, меня часто останавливали и предлагали еду и кров. Никаких вопросов, никаких денег.

Я быстро научился доверять незнакомцам и принимать их любезные предложения. Люди намного дружелюбнее, чем вы можете себе представить, даже несмотря на языковой барьер. Я останавливался в нескольких мечетях и во многих домах, и мне в пути встречалось очень много радушных незнакомцев. Их доброта помогла мне преодолеть первоначальные опасения насчёт столь длительного путешествия.

Каждый день я проезжал разное расстояние в зависимости от погоды, высоты и мест, которые хотел посмотреть. Я планировал добраться домой до того, как в Европе воцарится зима. По пути я даже заехал к терракотовым воинам и посмотрел Великую китайскую стену.

9.jpg

Для навигации я использовал приложение maps.me с офлайн картами на основе данных OpenStreetMap. Я скачивал карту за день или два до въезда в страну и решал, куда ехать дальше. У меня не было строгого маршрута. Я знал примерно, куда хочу поехать, но часто менял план после разговоров с местными или с велосипедистами, которые ехали мне навстречу. 

Иногда карта предлагала на первый взгляд короткий путь, который оказывался далеко не лучшим вариантом. Я узнал это на собственной шкуре. В Киргизии я свернул с ровной асфальтовой дороги, огибающей горы, и поехал по грунтовой тропе через два горных перевала. По карте этот путь казался легче и был на 80 км короче. В действительности же легче он не был.

Сначала дорога шла слегка вниз и вела через деревню, откуда начинался путь к первому перевалу. После того, как мне удалось уехать от крайне агрессивных собак, я решил, что назад дороги нет. Я направился к первому перевалу и начал медленный подъём. На полпути, когда уже начали сгущаться сумерки, меня остановил всадник. Мы говорили на разных языках и изъяснялись жестами. Он спросил, есть ли у меня пистолет для "volk". Судя по его рычанию, я понял, что он имеет в виду волка.

4.jpg
Райдер Giant Джош Рид во время велопохода по Азии на своём велосипеде Revolt от Giant 
По дороге с местными жителями в Мангистауской области Казахстана. Здесь часто можно увидеть верблюдов, идущих по дорогам вдоль пустыни.

Перед моими глазами то и дело вставала картина, как меня рвут на куски (здесь водятся ещё и снежные барсы), но я продолжал искать свободное от волков место под свой лагерь. Я провёл бессонную ночь и просыпался каждые несколько минут, напряжённо пытаясь разглядеть в темноте горящие голодные глаза.

Я почти не спал в час ночи, когда услышал, как ко мне приближаются животные. Это оказались трое местных на лошадях. Не знаю, кто был удивлён больше – я или они. Возможно они, потому что я неожиданно для них включил налобный фонарь. Один из парней спрыгнул с лошади и попросил (с помощью универсального жеста, изобразив детскую бутылочку) выпить немного воды. Он выпил почти всю единственную оставшуюся у меня бутылку. 

С лучами восходящего солнца я пересёк перевал и спустился в долину. Взглянул на следующий перевал и понял, что он был ещё выше первого. Боясь, что уже исчерпал свой запас удачи, я решил отказаться от этого восхождения и поехал по грунтовой дороге в обход горы обратно к ровному асфальту.

8.jpg
Райдер Giant Джош Рид во время велопохода по Азии на своём велосипеде Revolt от Giant 

У меня дома принято махать рукой или кивать едущим навстречу велосипедистам. Но во время велотура по экзотическим местам, когда ты днями напролёт едешь в одиночестве, вместо кивков хочется остановиться и поболтать. Из этих разговоров я получил много ценной информации. Например, я отклонился от маршрута и выехал на Памирский тракт вместо более прямой дороги через пустыню Казахстана. Этот живописный маршрут называется «крышей мира» и достигает высоты 4655 м над уровнем моря, а затем тянется на 400 км вдоль по границы с Афганистаном.

Езда на велосипеде на такой высоте добавляет сложности к и без того нелёгкой задаче не упасть, ведь Памирский тракт напоминает скорее стиральную доску. Последние полтора километра до вершины перевала Акбайтал из-за недостатка кислорода я останавливался каждые 100 метров, чтобы отдышаться. Зато я ехал по проторённому древнему Шёлковому пути, исторически соединявшему восток и запад.

Въехать в Иран по британскому паспорту оказалось затруднительно, поэтому я решил пересечь Каспийское море вместо объезда по суше. Там нет регулярного парома, но если вы обоснуетесь в порту Актау в Казахстане, в конце концов однажды сможете сесть на грузовой корабль, идущий в вашем направлении. После 36 часов вынужденного безделья мне удалось попасть на корабль, который после этого простоял на якоре ещё 36 часов.

5.jpg
Оставив Азию за спиной, Джош пересёк висячий мост Сеченьи через Дунай, соединяющий Буду и Пешт в столице Венгрии

В Азербайджане я снова сел на велосипед, заправился гранатами и сладким чаем и через день-два добрался до Грузии. Первые признаки осени напомнили мне, что зима близко и что мне лучше двигаться дальше. У меня не было ни снаряжения для кемпинга, ни одежды для холодной погоды. Самый быстрый и лёгкий путь через Турцию пролегал по черноморскому побережью вплоть до Стамбула.

6.jpg
Райдер Giant Джош Рид ближе к концу своего велотура из Китая в Великобританию длиной в 15 000 км заехал в офис Giant Europe
Подъезжая к родной Великобритании, Джош остановился в Нидерландах, чтобы увидеть штаб-квартиру Giant Europe в Лелистаде и встретиться с сотрудником офиса Фрэнком Велтманом.

После того, как паром пересёк Босфор, Азия, наконец, осталась позади. Из Будапешта я поехал по велотрассе Евровело вдоль Дуная. Я сделал небольшой крюк и заехал в австрийские Альпы ради живописной деревни Халлстатт. Я быстро проехал Люксембург и Германию, наслаждаясь идеально ровными, прямыми велосипедными трассами и тем прекрасным чувством, когда не нужно беспокоиться об одичавших грузовиках.

В Нидерландах, перед тем как сесть на паром до родного Ньюкасла, я остановился в штаб-квартире Giant Europe около Амстердама. Да, я мог бы взять велосипед поближе к дому. Но что в этом интересного?