Марсело Гутиерес (Marcelo Gutiérrez) известен в Колумбии как величайший даунхилл-гонщик Южной Америки. Недавно он стал райдером Giant и теперь помогает колумбийским спортсменам строить новые трассы и создавать сообщество единомышленников.

Впервые город Нейру Марсело посетил 10 лет назад. Он расположен в департаменте Кальдас в центральной Колумбии примерно в получасе езды от родного города Марсело Манисалеса. По словам Марсело, самого успешного профессионального гонщика из Южной Америки, в тот приезд он не задумывался о трассах Нейры.

«Я отправился туда и катался там по очень бедным трассам, - говорит Марсело. - Не хочу показаться грубым, но это правда»

Трасса в Нейре

За последнее десятилетие, однако, в Нейре кое-что изменилось. Марсело слышал о райдерах, которые добивались хороших результатов даже в таких скромных условиях. О местных энтузиастах, которые стараются изо всех сил и прокладывают новые маршруты сквозь густой лес на большой высоте. О человеке по прозвищу Доктор, который сделал много хорошего.

Так совпало, что в этом году график Марсело позволил ему снова приехать в Нейру. На протяжении 10 лет Марсело принимал участие в профессиональных соревнованиях и за это время завоевал 11 золотых медалей национальных чемпионатов, три звания чемпиона Северной и Южной Америки, а также 4 раза попал в тройку на чемпионатах мира. Недавно 30-летний спортсмен принял решение сделать перерыв в спортивной карьере и сменить роль профессионального спортсмена команды Giant Factory Off-Road Team на роль райдера (посла) Giant. Поэтому у него появилось свободное время.

«Когда я только увидел трассы, они меня не впечатлили из-за прошедшего недавно ливня, - говорит Марсело. – Но там мы познакомились с двумя местными парнями, и позже я изменил своё мнение. Они катали на самых простых хардтейлах с лысыми шинами, и я просто не мог понять, как они умудряются спускаться по таким скользким трассам. При таком сомнительном сцеплении они постоянно прыгали прямо со скользких деревянных поддонов. У меня был современный супербайк – мой Trance X Advanced Pro 29, с новенькими шинами – и мне приходилось очень трудно! Но эти парни съезжали снова и снова и явно наслаждались процессом. Я сказал им, что они чокнутые! И тогда я увидел потенциал трассы и людей. Начало было положено».

Одним из первых по поводу трасс в Нейре к Марсело обратился человек по прозвищу Доктор. Трасса, над которой работали Марсело и его команда, получила название в его честь.

«Это не просто прозвище, он настоящий доктор, – пояснил Марсело. – Он хорошо образованный парень с интересной историей, его цель - помочь местным райдерам. В целом, это довольно молодое сообщество, поэтому он пытается поддержать их, а взамен хочет, чтобы они получали образование, были законопослушными гражданами, помогали дома, и, конечно, старались строить трассы, пусть и не в погоне за золотом соревнований».

Сначала Марсело с командой осмотрел трассы в Нейре, а затем приступил к созданию более безопасного и, вместе с тем, интересного рельефа.

«Это была просто естественная тропа с несколькими деревянными трамплинами и странными выступами, – сказал Марсело. – Её длина около 2,3 км. Она начинается в сосновом лесу и проходит через кофейные поля. В конце она проходит через поле сахарного тростника».

Команду Марсело возглавили два брата, они живут недалеко от Боготы, и все зовут их Неразлучными братьями. С их помощью Марсело делился с местными райдерами своей мудростью и философией построения трасс. Он объяснил им свою цель – сохранить сложность и уникальность трассы, но сделать её безопаснее и добавить плавности.

«Иногда люди думают, что чем трасса извилистее и сложнее, тем лучше, - объясняет Марсело. – Конечно, на этапах Кубка мира трассы почти непроходимые, но это другой уровень трудности. Никому не хочется испытывать страх и неуверенность, когда речь идёт не о спортивных навыках, а о риске для жизни. Я лишь хотел раскрыть потенциал трассы и показать разницу между прохождением трассы шириной в 40 сантиметров и шириной в 1,5 – 2 метра. Мы хотим использовать насыпи, стены и естественные трамплины, выкорчевать пни и всё, что представляет опасность».

Именно такая работа вдохновляет Марсело в настоящее время. Столько лет он был сосредоточен на себе и собственных интенсивных нагрузках как профессиональный спортсмен, а теперь его сфера интересов становится шире.

«Мне нравится делиться и возвращать всё хорошее, что дала мне эта страна, ради её процветания, - признаётся Марсело. – Мне повезло, и как профессиональный гонщик я много путешествовал по миру, многое испытал и многому научился. Теперь я с радостью делюсь знаниями и опытом с местными жителями. Их лица, улыбки и благодарность много значат для меня».

Марсело знает, что не многие в Колумбии могут позволить себе роскошь кататься на таком велосипеде как его Trance X Advanced Pro 29, но развитие в спорте может происходить по-разному. С развитием трасс эволюционирует и велоспорт. «Все хотят ездить быстрее, а местные райдеры очень конкурентоспособны, даже на хардтейлах, - говорит Марсело. – Прогресс райдера делает трассы только лучше».

Велоспорт в Колумбии, несомненно, находится на подъёме. Здесь есть гористый рельеф, несколько профессиональных гонщиков мирового уровня родом отсюда, и в этой стране любят спорт в целом. Здесь также недавно проводились крупные соревнования по МТБ - Enduro World Series. А ещё один колумбийский райдер Giant - Leonardo Páez – является чемпионом мира в МТБ марафоне 2019 года.

Марсело подтверждает: «Количество райдеров сейчас здесь беспрецедентно, но они достаточно разрознены. В этом и состоит моя цель – создать больше подобных проектов и объединить людей. Большая часть трейлов, которые мы используем сейчас, когда-то были тропинками сборщиков кофе и вели к кофейным фермам. Около 90% наших трасс сейчас – это адаптированные кофейные тропы, и лишь 10% трасс были построены специально для МТБ».

Марсело считает, что невозможно угадать, как быстро будет развиваться здесь велоспорт. Но для его друзей – местных гонщиков главное - не в достижении больших целей или повышении собственного статуса. «Всё, чего я хочу сейчас – чтобы у них были самые лучшие трассы, какие только возможны, - утверждает Марсело. – И чтобы катаясь, они чувствовали себя по-настоящему счастливыми».

Marcelo Gutierrez в прыжке

Райдер: Марсело Гутиерес

Видео: Miburraonline

Фото: Santiago Cardenas